banner
img
Автор: Эли Гервиц

Еще не было оценок

Когда право на гражданство превращается в битву за родину: как Израиль отказывает в возвращении

Поделиться:

Закон о возвращении, дающий право на израильское гражданство евреям и их потомкам, на первый взгляд, выглядит простым. Он как бы говорит: “Если у вас есть еврейские корни, двери Израиля для вас открыты”. Однако реальность зачастую оказывается сложнее, потому что на пути нередко стоят неясные трактовки закона и бюрократические реалии, в результате которых у многих остаются только разочарование и боль… Почему же происходит так, что те, кто родился и вырос в семье с еврейскими корнями, оказываются на пороге отказа, когда приходят в Израильское консульство?

Еврейские корни: не гарантия, а «билет» на проверку

Главное требование для получения гражданства Израиля — доказать еврейские корни до третьего поколения. Но даже если вы с гордостью предъявляете документы, подтверждающие еврейство ваших родителей и бабушек, этого может оказаться недостаточно — это лишь билет в долгий процесс рассмотрения и, порой, сомнений. Бывает, что у человека есть документы с упоминаниями, что его отец был евреем, но, если по религиозным законам он не считается таковым, ваш шанс может исчезнуть. Это и смешно, и грустно одновременно, что, как говорим мы в нашей коллегии, «еврейство не передается половым путем», а вот право на репатриацию — запросто. То есть, если у одного из супругов есть еврейские корни, второй тоже может получить гражданство. Сколько историй о том, как люди годами сохраняли надежду, а потом внезапно выясняли, что их документы «недостаточно хороши» для признания права на возвращение.
Например, нам известен случай, когда семье удалось проследить свое еврейство аж до шестнадцатого века, и в свидетельствах о рождении отца, деда и прадеда было написано, что отец еврей. Но загвоздка была в том, что мужчины этой семьи последние сто лет не женились на еврейках, и потому в их документах было написано, что их отец еврей, а это с точки зрения иудейского религиозного канона означает, что они не евреи. По советским и российским меркам – да, а для израильского МВД – нет.

В Законе о возвращении есть два типа условий: те, которым нужно соответствовать, и те, которых, наоборот, нужно избегать. Положительные требования — у вас должны быть еврейские корни, которые и дают вам право на репатриацию – это своеобразный пропуск, который позволяет открыть дверь в страну. Отрицательные же условия – это то, что может остановить этот процесс, шанс, который можно потерять, не соблюдая определенные правила. Если положительные требования – это ваш ключ к гражданству, то отрицательные – это ловушки, в которые не стоит попадаться, чтобы не потерять шанс на возвращение. Это еще раз показывает, насколько важно заранее продумать каждый шаг с профессиональной, юридической стороны и тщательно подготовиться к встрече с консулом. Быстрее и дешевле приложить усилия заранее, чем потом бороться с отказом и пытаться оспорить решение.

Преграды для тех, кто выбрал иное вероисповедание

Как быть с теми, кто перешел в другую религию? Здесь Закон о возвращении жесток. Евреи, решившие поменять веру, теряют право на возвращение. Это касается именно «евреев по матери», но и потомки сталкиваются с трудностями. МВД Израиля часто считает, что, если человек выбрал другую веру, он не заслуживает права на возвращение. Это настолько абсурдно, что мы, защищая права таких заявителей в Верховном суде, нередко спорим, что Закон запрещает вероотступничество именно евреям, но никак не их потомкам. И все же многие, кто получил отказ в репатриации, не зная об этом, остаются у разбитого корыта.

Усыновление: потерянное право

Казалось бы, если еврейский ребенок был усыновлен нееврейской семьей, его права на репатриацию должны быть защищены. Ведь усыновление не отменяет его происхождения. Но в реальности все не так просто. Мы можем рассказать массу историй о детях, рожденных в еврейских семьях, но усыновленных нееврейскими родителями, которые с горечью узнали, что теперь они считаются «недостаточно еврейскими» для получения гражданства. Хотя Верховный суд вроде бы установил право таких детей на гражданство, на практике консульства продолжают отказывать. Эта несправедливость разрушает многим жизни.

Почему такое происходит в правовом государстве? Ответа на этот вопрос нет. Очевидно, что этого быть не должно, но факты говорят сами за себя.

И здесь важен вывод: если вы получили отказ, не стоит воспринимать это как окончательное и верное решение. К сожалению, консульства далеко не всегда действуют в рамках закона и, бывает, нарушают даже постановления Верховного суда Израиля. В таком случае стоит бороться  в Верховном суде Израиля, чтобы восстановить ваше право на гражданство.

Вдовы: право на возвращение, пока супруг рядом

Сложной и болезненной является ситуация вдов и вдовцов. Раньше было ясно: пока вдова не вступила в новый брак, она сохраняла право на возвращение в Израиль. Но в последние годы практика изменилась. Теперь вдовы евреев могут репатриироваться, но только если их муж был евреем по матери, а если еврейство передалось ему через отца — ей могут отказать. (То же относится и к вдовцам.) Это ли правосудие? Оправдан ли этот отказ, если женщина, преданная своему покойному мужу, внезапно узнает, что её мечты о жизни на родине её супруга разрушены? Мы так не считаем.

Отказ — не приговор

Судимость еще не перечеркивает все ваши планы на будущее, это всего лишь сложность на пути к гражданству Израиля. Да, прошлое может бросить тень на процесс, но это не значит, что двери окончательно закрыты. Прятать от консула информацию о судимости категорически не стоит, не правильно начинать новую жизни — с обмана государства.

Необходимо тщательно подойти к ситуации, рассмотреть все юридические аспекты и предоставить экспертное заключение, которое покажет, что ваш случай заслуживает объективного рассмотрения. Прецеденты Верховного суда покажут консулу, что одно лишь наличие судимости не должно ставить точку на праве вернуться на землю своих предков.

Если отказ уже получен, это все равно не конец пути. Отказ можно оспорить в Верховном суде Израиля и доказать, что прошлое не должно лишать вас права на новую жизнь в Израиле.

 

Каждый отказ от израильского гражданства — это история, полная борьбы и потерь. За ними стоят люди, которые искренне надеялись обрести дом, где они могли бы начать новую жизнь. Когда бюрократия становится сильнее закона, когда консулы и суды в один миг рушат мечты, остаётся одно — не сдаваться. Мы видим множество случаев, когда отказы противоречат духу закона и решениям Верховного суда. И пусть борьба за справедливость — это всегда трудный путь, но вы можете и должны бороться за свои права.

 

Контакты Эли Гервица можете найти по ссылке.

  • 237

Оцените статью

icon icon icon icon icon

Содержание

image
1000+ ресурсов
24/7 поддержка